В современных условиях любые навыки и знания быстро стареют, поэтому ключевую роль в управлении персоналом играют профессиональное обучение и развитие. На ведущих предприятиях обучение и развитие персонала является комплексным непрерывным процессом. Важность непрерывного обучения подтверждают следующие факторы: — внедрение новой техники, технологий, производство современных товаров, увеличение коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или смены некоторых видов работ, в связи с чем требуемая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием; мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами и между предприятиями. Страны и предприятия, имеющие современные технологии и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции - они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой "вызов" повышением производительности труда; — для предприятия более эффективно и экономично увеличение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем от привлечения новых работников. Обучение персонала прежде всего необходимо в тех случаях, когда работник приходит на предприятие; работника назначают на новую должность или поручают ему новую работу; у работника не хватает навыков для выполнения своей работы, а также, когда происходят серьезные изменения в экономике предприятия, во внешней среде. Знание педагога — не сумма усвоенных дисциплин, а личностно окрашенная осознанная система, где есть место собственным оценкам, критическим взглядам. "Главное в жизни не само знание, а та гармония, которая проявляется, когда знания хорошо помещены в душе и философия, определяющая человека, его мировоззрение". Выводы Обучение и развитие персонала включает в себя: — обучение, которое в форме получения общего и профессионального образования дает необходимые знания, навыки и опыт; - повышение квалификации, задача которого - улучшение профессиональных знаний и навыков; — обучение в школе управления и руководства, дающее необходимые знания и подготовку при поступлении на руководящую должность и формирующий уровень руководителя; — переквалификация, по сути, дающая второе образование. Цель переквалификации — дать возможность работникам овладеть новой для них специальностью.